Версия сайта
для слабовидящих

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Наименование 

образовательной программы

Адаптированная  образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Уровень образования

Дошкольное образование

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

2-5 лет

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы

(при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)

Общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательной программы

не проводилась.

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится.

Язык(и), на котором(ых) 

осуществляется образование (обучение)

Русский

Учебные предметы, курсы, 

дисциплины (модули),

предусмотренные 

образовательной программой

В соответствии с ФГОС ДО выделены направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие речи; 
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Практика, предусмотренная образовательной программой

Практика для обучающихся не предусмотрена

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения 

и дистанционных 

образовательных технологий

При реализации образовательной программы используется электронное оборудование «Интерактивный логопедический стол» (с игровыми электронными играми, комплексами артикуляционных гимнастик), комплекс «Шхуна»

Описание 

образовательной программы 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее — Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (далее – ТНР).  

Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе детей с ТНР 

на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребёнка, формирование и развитие личности ребенка 

в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, обеспечивает достижение 

максимальной коррекции нарушений развития.

АООП ДО для детей с ТНР предполагает:

-  конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учётом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;

- дополнение содержательного раздела с направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков рече языкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и   обучении в целом;

- определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учётом структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных, парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных 

для использования в работе с детьми, имеющими рече языковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;

-  конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учётом изменений, необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР в части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.

АООП ДО для детей с ТНР опирается на использование специальных методических пособий и дидактических материалов (полностью или частично).

Реализация АОП ДО для детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий. 

Информация

об учебном плане

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей:

  • 1-3 лет (ранний возраст) – не более 10 минут;
  • 3-4 лет – не более 15 минут;
  • 4-5 лет – не более 20 минут;
  • 5- 6-ти лет – не более 25 минут; 
  • 6-7 лет – не более 30 минут.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей организовывается в первую половину дня. Допускается осуществление образовательной деятельности на игровой площадке во время прогулки. Образовательная деятельность 

с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. 

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки или динамические паузы. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 

не менее 10 минут.

Аннотации 

к рабочим программам дисциплин

(по каждому учебному предмету, 

курсу, дисциплине (модулю), практики, 

в составе образовательной программы)

Речевое развитие:  

  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.;
  • «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Е.Н. 

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов и их сочетаний 

в предложении.

  • Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; 
  • Формирование умений правильно составлять простые и сложные распространенные предложения, употреблять разные конструкции предложений 

в самостоятельной связной речи; 

  • Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачей по автоматизации 

в речи уточненных в произношении фонем; 

  • Формирование предпосылок к обучению грамоте и овладению элементами грамоты. 

В программе определено содержание логопедической работы по преодолению ОНР у детей с 3 до 7 лет. 

В программе представлен мониторинг для выявления и получения информации о речевых проблемах детей. Отдельно обозначен блок работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Социально-коммуникативное развитие:

  • программа «Я, ты, мы» (социально-эмоциональное развитие дошкольника) Князевой О., Стеркиной Р.; 
  • программа «Я – человек» Козловой С.А. 

Предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности. 

Всё это делает процесс обучения интересным и непринуждённым.

Познавательное развитие: 

  • Программа «Наш дом – природа» (экологическое образование дошкольников) Рыжовой Н., 
  • программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н., Князевой О., Стеркиной Р., программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой   

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: на развитие умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Физическое развитие и здоровье ребенка: 

  • программа «Физическая культура в детском саду» Пензулаевой Л.И.;
  • методика «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой А.Н.

Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, образовательной деятельности по физическому развитию, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя

Художественно-эстетическое развитие: 

  • «Занятия по изобразительной деятельности» Комаровой Т.С.;
  • программа «Конструирование и ручной труд» Куцаковой Л.Д.

Программа опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель – развитие конструктивных умений и художественно-творческих способностей детей через ознакомление с различными приёмами моделирования и конструирования.

Музыкальное воспитание:

  • программа «Ладушки» Каплуновой И.М., И.А. Новоскольцевой.

Программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками, учитывает психологические особенности детей дошкольного возраста, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства 

в музицировании, танцах, играх. 

Занятия координируются событиями актуального, природного и историко-культурного календарей, что способствует органичному включению музыкальных занятий в духовно-практическую жизнь детей в детском саду

Информация

о календарном учебном графике

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Построение образовательного процесса на календарно-тематическом планировании с учётом интеграции образовательных областей.

Построение коррекционного образовательного процесса вокруг одной темы дает дополнительные возможности для разностороннего развития детей, помогает организовать информацию оптимальным способом с усложнением материала, что даёт возможность достичь единства образовательных целей и обеспечить преемственность в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. 

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты с учётом специфики коррекционной работы - темы отражаются в подборе методических материалов и инструментария (методов и приёмов).

Информация 

о методических и иных документах, разработанных учреждением 

для обеспечения 

образовательного процесса

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на каждого воспитанника.

Рабочие программы коррекционной помощи (учителей-логопедов, педагога-психолога)

Информация 

о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами

0 чел.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 101 города Тюмени
625039, Тюмень, ул, Мельникайте д. № 79
Телефон: 8 (3452) 20-77-84
Эл. почта: det_sad_101@mail.ru
Политика конфиденциальности
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: